
Все юридические лица, финансовый год которых закончился в конце прошлого года, должны представить годовой отчёт до конца июня текущего года. Поскольку в этом году крайний срок приходится на воскресенье, отчёты, представленные 1 июля, также считаются поданными вовремя.
Отчёт за финансовый год должен быть представлен даже в том случае, если никакой экономической деятельности не велось.
В прошлом году 121 654 предприятия не представили годовой отчёт вовремя, из них 26 681 были удалены, а 13 100 были оштрафованы за непредставление отчёта. 1056 удалённых предприятий были восстановлены.
Журналисты ERR выясняли, что происходит с имеющими долги предприятиями, и является ли непредставление отчёта способом избежать уплаты долгов.
Долги предприятия не являются препятствием для его ликвидации
Долги предприятия, по словам представителя Тартуского окружного суда Сийма Саавика, не являются препятствием для его ликвидации из-за непредставления годового отчёта. «Однако предприятие не вычёркивается, если есть судебное или исполнительное производство по взысканию долгов. Предприятие также не удаляется, если Налогово-таможенный департамент не даёт своего согласия», — ответил Саавик.
В Министерстве юстиции ответили, что в отношении надзора за предприятиями, просрочившими подачу отчёта в срок, никто не будет автоматически оштрафован или исключён из регистра, таким даются дополнительные 3 месяца.
Министерство юстиции Эстонии: предприниматели должны сами быть бдительными по отношению к своим партнёрам
По мнению министерства, не рекомендуется прибегать к процедуре удаления во избежание ответственности, поскольку факт удаления не снимает ответственности с правления (которое не выполнило свои обязательства с должной добросовестностью предпринимателя, например, не организовало своевременное представление годового отчёта).
В Минюсте подчеркнули, что предпринимателям по-прежнему необходимо проявлять бдительность в отношении своих партнёров. «Ответственный за регистр публикует в Ametlikud Teadaanded уведомление об удалении частного предприятия не позднее, чем за три месяца до удаления. За это время кредиторы успевают заявить о своих претензиях. Разумеется, предприниматель может за это время подать отчёт и предприятие останется», – пояснили в министерстве.
Адвокат: похоже, что это хороший способ избавиться от долгов
Адвокат адвокатского бюро Sorainen Карин Мадиссон считает, что непредставление отчёта – это возможность для предприятия избежать уплаты долгов.
«К сожалению, это так. Непредставление годового отчёта может привести к тому, что ответственный за регистр удалит предприятие, и с 2023 года этот процесс стал автоматическим», – сказала Мадиссон.
Адвокат добавила, что ей непонятно, зачем нужен такой большой объем так называемой чистки регистра. «Чьи интересы этим защищаются? Похоже, это довольно хороший способ избавиться от долгов, а интересам кредиторов здесь обычно наносится ущерб», – считает Мадиссон. «Я бы не рекомендовала допускать такой «приятный» вариант для распространения недобросовестной деловой практики, и я не знаю, чтобы такой вариант использовался где-либо ещё».
Карин Мадиссон отметила, что пока в процессе банкротства лишь очень небольшая часть требований, и Эстония находится в авангарде этого процесса в Европе. «Если удастся массово избавиться от долгов ещё более простым способом, это поможет представить Эстонию в лучшем свете в статистике неплатёжеспособности, но не улучшит деловой климат или положение кредиторов».
«Я бы также рекомендовала передать контроль над массовыми исключениями и «переводом» активов удаляемого предприятия в службу по банкротству, поскольку здесь имеется большое дублирование с обеспечением защиты кредиторов», – добавила Карин Мадиссон.
Карин Мадиссон: возможность получения денег от удалённых предприятий скорее теоретическая
По словам Мадиссон, возможность получить деньги от вычеркнутых из регистра предприятий действительно существует, но она отметила, что это значительно более сложная и скорее теоретическая возможность.
Адвокат пояснила, что согласно закону о Коммерческом регистре, юридическое лицо, исключённое из регистра, может быть восстановлено в регистре или предприятие может быть восстановлено в регистре с целью проведения дополнительной ликвидации. Есть два способа сделать это: предприятие само может подать недостающие отчёты и запросить восстановление в течение 3 лет с момента удаления, либо кредитор может запросить восстановление для дополнительной ликвидации, доказав, что у него есть требование и что у предприятия есть активы. На период между исключением из регистра и восстановлением в регистре приостанавливается истечение срока действий требований.
Также можно рассмотреть возможность подачи иска непосредственно к члену правления, который не подал в срок заявление о банкротстве, вывел имущество из предприятия и добился его исключения из регистра, добавила она.
Карин Мадиссон отметила, что у кредитора есть возможность доказать наличие активов у вычеркнутого из регистра предприятия, поэтому необходимо инициировать процедуру ликвидации.
«Что ещё более удивительно, так это то, что государство не использует автоматическую процедуру штрафов для таких «схемщиков», чтобы заставить их соблюдать закон», – добавила она. «А именно, ответственный за регистр может наложить штраф без вынесения предупреждения, и это можно делать неоднократно до тех пор, пока не будет исполнена обязанность по сдаче годового отчёта. Однако предприятий, которых удаляются из регистра, значительно больше, чем получающих штраф».
В апреле ERR сообщил, что Коммерческий регистр удалил предприятие, которое выступало юридическим лицом платформы для пожертвований toeta.me, из-за непредставленного годового отчёта. У предприятия до сих пор остаётся невыплаченными почти 81 000 евро из денег, собранных для поддержки Украины на платформе toeta.me.